Отработав время управляющим в производстве и хозяином в рознице, имею сказать мнение. Кому надо – услышит. Остальные держатся своего и делают с ним что хотят.
Я таки считаю, что креативнее и «рентабельнее» подарка (дополнения к подарку, сувенира, знака внимания, взятки) чем бельгийский шоколад ручной работы нет и быть не может. Кило настоящего шоколада открывает любые двери и поднимает любые юбки.
Но. Мне легче. Потому как имею нежадного и надежного поставщика: самого себя. А вот как быть остальным бабникам, дельцам, любящим супругам? Сразу и не ответишь.
Сувенир из настоящего шоколада трудно производить и невозможно продавать. В производстве имеем кроме обычного набора – аренды, кредиты, зарплаты, взятки, налоги - еще дорогущее сырье и ручную работу. Да еще - сезонность (летом тает), критичные по сравнению с глазурью сроки годности и сложности с доставкой (много боя). Кроме того, тема шоколада почти убита делателями шоколадообразной дряни вроде самойловых, шоколин и т.п. В результате, производство настоящего сувенирного шоколада держится только на энтузиазме, а его надолго не хватает.
В рознице свои проблемы. С двойной наценкой шоколад не купят - дорого, разве заезжие европейцы и россияне, но они погоды для всей Украины не сделают. А с полуторной наценкой не имеет смысла торговать: аренду, крышу, зарплату, кредит, взятки не отобьешь. И не торгуют. «Бельгию» берут только для антуража и в рекламных целях, разбавляя ассортимент глазурью по принципу «ложка меда на бочку дерьма».
В результате, теперь клиент от любого сувенирного шоколада шарахается, а «лохов», коим по фигу что покупать и сколько оно стоит, становится все меньше. Отсюда и проблема: настоящий шоколад не очень производят, не очень продают и не очень покупают, предпочитая не рисковать.
Исключения только подтверждают правило. Скажем, моя торговая точка мной задумывалась бесприбыльная «от производителя» для реализации максимального количества продукции и удержания цены и качества по городу. Рентабельность достигалась за счет продажи карамели, марципана, желейных и лакричных конфет и пр. Взамен я мечтал иметь более устойчивое положение в фирме: одно дело «кинуть» наемника, и другое – клиента, коих и так не густо. Но у производителя были свои планы, см. ниже.
..
В итоге могу назвать одного (!) поставщика, который пока держится в рамках «сырье\качество\цена\ассортимент\количество». Но там оказались проблемы сверх вышеозвученных. Два компаньона, за одним все вложенные деньги и вся работа, за другим – принятие решений, заточенных не столько на развитие производства, перспективу, извлечение прибыли, сколько под желание «освоить» максимум средств совладельца и правдами-неправдами переписать под свое имя. После чего производство собственно шоколадных сувениров тихонько завалить, банально кинув компаньона.
Может, я не прав и деятель не хитрый кидала, а просто самовлюбленный идиот. Но конечный результат будет тот же: ниша производства бельгийского шоколада ручной работы скоро освободится. Вместе с помещением, оборудованием и кадрами. Пытливый ум при деньгах такого не упустит. Особенно, если он имеет развитую розничную сеть и выход на европейский или российский рынок. То есть, способен создать «полный цикл».